← к списку статей

Асфальтирование и дорожно-строительные технологии (г. Киев)

Современные методы и технологии ямочного ремонта дорог

Ремонт дорог Холодный асфальт для мелкого асфальтирования Ремонт дороги литым асфальтом Ремонт асфальта струйно-инъекционным способом Ремонт дороги

От состояния дорожного покрытия зависят такие факторы, как безопасность дорожного движения, скорость транспортного потока, расход топлива и количество вредных выбросов в атмосферу. Кроме того, неисправное дорожное полотно является причиной повышенного шума, вибрации, приводит к излишнему утомлению водителя и способствует износу автомобиля.

В результате перегрузок покрытия, износа и старения его материалов, на покрытии с течением времени возникают всевозможные дефекты, деформации и разрушения (неровности, трещины, сколы, выбоины, ямы и т.п.).

Асфальтирование и ремонтные работы дорожного покрытия осуществляются различными методами, средствами и материалами, в совокупности определяющими качество, срок службы и стоимость, т.е. эффективность таких ремонтных работ. Главная цель этих работ — обеспечить на эксплуатируемой дороге безопасное движение автомобильного транспорта с установленным скоростным режимом.

Как правило, ремонтные работы на покрытии планируются и выполняются чаще всего весной с наступлением устойчивой тёплой (не ниже плюс 5 °C) и сухой погоды, хотя порой может возникать потребность в проведении и срочного внепланового или аварийного ремонта практически в любое время года и при любых погодных условиях.

При текущем ремонте покрытий, по мере надобности, могут выполнятся следующие виды работ:

Основные виды ямочного ремонта осуществляются с применением следующих материалов и технологий:

Выбор технологического метода ямочного ремонта должен отвечать следующим требованиям или критериям:

В течение многих лет асфальтирование и дорожно-ремонтные работы признавались процессом сезонным, строго зависимым от температуры воздуха и влажности дорожного покрытия.

Актуальной задачей в настоящее время считается обеспечение возможности круглогодичного проведения работ по асфальтированию, строительству и ремонту дорожных асфальтобетонных покрытий и повышение их долговечности.

Сегодня возможно применение новой технологии асфальтирования и ямочного ремонта холодными асфальтобетонными смесями.

Холодная асфальтобетонная смесь бывает нескольких видов:

Холодные асфальтобетонные смеси имеют в своей основе традиционный асфальт, который изготавливается по специально выдержанной технологии с применением модифицированных добавок или модифицированного битума (битум составляет от 4,2 до 4,5 % от веса щебня, а добавки — от 15 до 25 % от веса битума). Такой состав наделяет асфальт свойствами, ранее лежавшими за гранью возможностей дорожного строительства.

Технология ремонта асфальтобетонных покрытий с применением холодных складируемых органоминеральных смесей позволяет проводить ямочный ремонт в сухую погоду при среднесуточной температуре воздуха до минус 10 °C.

Работы по устранению выбоин на повреждённом участке покрытия могут выполняться одним из следующих способов:

При выполнении работ по ямочному ремонту на асфальтобетонном покрытии с разделкой покрытия и удалением старого материала соблюдают технологическую последовательность, в состав работ которой входят:

Состав работ по ямочному ремонту асфальтобетонных покрытий без разделки покрытия включает следующую технологическую последовательность, а именно:

В отличие от горячего асфальтобетона, который необходимо использовать, или утилизировать, холодная складируемая органоминеральная смесь способна храниться до 2 месяцев, в упаковке до 8 месяцев без какого-либо изменения её эксплуатационных качеств.

Холодная органоминеральная смесь не требует при укладке квалифицированной рабочей силы и специальной техники, может доставляться к месту ремонта небольшими партиями (в багажнике легкового автомобиля), в связи с чем появляется возможность проводить оперативный ремонт при образовании незначительных выбоин и, тем самым, не давать им увеличиваться.

Опыт применения холодной складируемой органоминеральной смеси для ямочного ремонта асфальтобетонных покрытий на автодорогах общего пользования показал, что явным преимуществом данной технологии является то, что весь технологический процесс может быть выполнен силами 4–6 человек. Уплотнительные работы могут быть сделаны минимальным количеством техники. Если раньше сроки работ ускорялись остывающим асфальтом, то теперь они сокращаются за счёт меньших усилий, требуемых технологией холодного асфальтирования.

Основными преимуществами холодной складируемой органоминеральной смеси являются:

Существенным аргументом между горячей асфальтобетонной смесью и холодной складируемой органоминеральной смесью выступает высокая цена последнего.

Среди прочих минусов является значительно меньшая сопротивляемость сдвигу мест ремонта холодными органоминеральными смесями, что исключает их применение при ремонте дефектов дорожного полотна в местах торможения, на перекрёстках и автобусных остановках.

Оптимальным вариантом является использование холодной складируемой органоминеральной смеси для оперативного ремонта покрытий на начальной стадии разрушения при отрицательных температурах окружающего воздуха и небольших площадях ремонтируемого покрытия.

Применение холодной складируемой органоминеральной смеси при оперативном ремонте покрытий позволяет существенно снизить затраты на проведение ремонтных работ в наиболее неблагоприятные периоды года, уменьшить объёмы разрушений на покрытиях и повысить безопасность дорожного движения.

Независимость от погодных условий и другие преимущества позволяют холодной асфальтобетонной смеси составить достойную конкуренцию традиционной горячей технологии.

Также возможно найти альтернативный вариант решения дорожной проблемы. Все активнее начинает использоваться литой асфальт, в своей сфере способный составить достойную конкуренцию всем прочим технологиям.

Литой асфальт — горячая смесь тестообразной консистенции, состоящая из высоковязкого твёрдого битума, большого количества минерального порошка и песка (иногда мелкого щебня). Перевозить горячую смесь необходимо в специальных транспортных средствах (бойлерах или кохерах), которые подогревают и перемешивают её, что увеличивает расходы на асфальтирование и дорожный ремонт. Температура приготовления и укладки литого асфальта должна быть 220–250 °С. Вязкую массу заливают в подготовленные ямы. Остывая, смесь уплотняется сама собой, без обработки катком. Несомненный плюс технологии в прекрасных адгезионных свойствах даже при морозах и повышенной влажности. Но летом, нагреваясь на солнце до плюс 60 °C, покрытие дороги продавливается колёсами транспорта, в результате образуется колея. Ямочный ремонт литым асфальтом специалисты склонны рассматривать скорее как временную меру, позволяющую дождаться сезона традиционных дорожных работ.

Другой распространённый вариант ремонта дорожных одежд — инжекторная, или струйно-инъекционная холодная технология.

Струйно-инъекционная холодная технология заделки выбоин на дорожных покрытиях с помощью битумной эмульсии является сейчас одной из наиболее передовых и прогрессивных, хотя в некоторых странах Европы и в Америке она с успехом применяется уже давно. Суть её состоит в том, что все необходимые операции (рис. ) выполняются рабочим органом одной машины (установки) самоходного или прицепного типа.

Подготовка выбоины к ремонту сводится фактически только к тщательной её очистке от пыли, мусора и влаги путём продувки высокоскоростной струёй воздуха и к обработке поверхности выбоины битумной эмульсией. Операции обрезки, разлома или фрезерования асфальтобетона вокруг выбоины в этой технологии может не производиться.

Сама заделка выбоины осуществляется посредством её заполнения мелким щебнем, предварительно обработанным битумной эмульсией в камере смешения машины. За счёт вовлечения и подачи щебня воздушной струёй, его укладка в выбоину происходит с высокой скоростью, что обеспечивает хорошую его упаковку (уплотнение), практически исключающую необходимость в дополнительном использовании виброплит и виброкатков.

Для ямочного ремонта по струйно-инъекционной холодной технологии рекомендуется использовать чистый мелкий щебень фракции 5–10 (15) мм и быстрораспадающуюся катионную (для кислых каменных пород, например, гранита) или анионную (для основных каменных пород, например, известняка) битумную эмульсию 60 %-ной концентрации.

Струйно-инъекционный метод заделки выбоин можно использовать почти круглый год. Практика его применения показывает, что фактически крепкую и долговечную заделку выбоины можно обеспечить даже при температуре воздуха до минус 10–15 °С.

Не рекомендуется проводить ремонтные работы таким способом при дожде и снегопаде, когда затруднена или даже исключена очистка выбоины от влаги, пыли и мусора и её подгрунтовка битумной эмульсией.

Автор оригинальной статьи — Лукьяненко А. Ю., Меренцова Г. С.

Услуги асфальтирования дорог и участков по Киеву и Киевской области. Тел.: 044 222­­-72­-76!